К.Карапетян: «Энергия без границ» — должно стать лозунгом!

На открывшейся 18 декабря в Ереване двухдневной международной конференции «Информационные войны» с докладом на тему «Информационные войны в энергетике» выступил Председатель Правления-Генеральный директор ЗАО «АрмРосгазпром» Карен Карапетян.

Доклад
Глобальные вызовы в мире и регионе Мое выступление не претендует на роль детального и обстоятельного анализа ситуации, связанной с информационным противостоянием в энергетике вообще и в нашем регионе, в частности. Оно лишь является мнением, точкой зрения энергетического менеджера на отмеченную проблему.

Регион Южного Кавказа и соседних с ним стран сегодня находится на пересечении крупных международных, в основном нефтегазовых энергетических проектов. Наличие в ряде стран региона собственных значительных запасов углеводородных ресурсов и близость региона к крупным рынкам потребления энергоресурсов и экономическим центрам, трансформирует регион в крайне привлекательный для международного капитала.

Что должно лежать в основе региональной энергетической безопасности? Что должно быть для Армении ориентиром в условиях глобальной конкуренции за ресурсы, в которую все более активно включаются компании из стран, не располагающих запасами углеводородного сырья, достаточными для обеспечения их экономического развития? Какое место может занимать Армения на энергетической карте региона? И наконец, какую роль может и должна играть информационная поддержка в разработке и продвижении тех или иных проектов в энергетике?

Ответы на эти вопросы являются ключевыми для выработки эффективной политики Армении, нацеленной на достижение реальной интеграции стран региона в области энергетики.

Информационные войны в энергетике и политизированность ряда проектов

Сегодняшние региональные энергетические проекты упираются, по политическим причинам, в ограниченность транзитных схем и не являют собой образец многостороннего регионального сотрудничества. Первопричиной такой ситуации является политическое соперничество, имеющее место конкуренция энергетических «тяжеловесов» за доступ к месторождению, скважине, трубе. Такая конкуренция в регионе Южного Кавказа подменяет реальное сотрудничество и втягивает наши страны в ненужную и бесперспективную полемику вокруг политически, а не экономически обоснованных проектов.

Сегодня много говорится о потребности в новой архитектуре безопасности в мире и на Южном Кавказе, в частности. Думаю, что было бы правильным и уместным говорить о необходимости новой архитектуры энергетической безопасности региона.

Нужно констатировать, что на разных уровнях и в том числе на национальном, крайне недостаточно и зачастую односторонне освещается энергетическая ситуация в регионе. Низкая осведомленность населения стран региона приводит к тому, что элиты проводят в жизнь политические проекты, не имеющие должного экономического обоснования, тем самым закладывая «мину замедленного действия» под энергетику и генерируя дальнейшие спекулятивные проявления на международных рынках энергоносителей, что, весьма вероятно, явится причиной очередных глобальных финансовых и экономических кризисов.

Не секрет, что политизированность энергетических проектов региона Южного Кавказа бьет по карману каждого жителя наших стран.

Нужно новое качество информационного сопровождения для обеспечения поддержки инициатив политической и бизнес-элит в сфере энергетики. Нужна устойчивая обратная связь — «власть-бизнес». Нужна ситуация, когда креативные планы и проекты бизнес-элиты имеют объективную и высокопрофессиональную поддержку в информационной среде, тем самым создавая для политических лидеров наших стран необходимый «фон» и мотивацию распознать эти проекты как жизнеспособные и важные для развития страны. Отмеченное взаимодействие, в идеале, должно послужить созданию необходимой комфортной среды для взаимной интеграции энергетических программ в регионе.

В настоящее время, к сожалению, ситуация далека от указанных ориентиров. Каждая из стран, безусловно, сама выбирает свою систему и модель развития для обеспечения нужд энергетической безопасности, но при этом практически не учитываются тенденции и проекты, имеющие место в соседних странах, где, на наш взгляд, имеются широкие возможности для взаимодействия и колоссальное поле для оптимизации национальных энергетических секторов. Отмеченное происходит: во-первых, из-за отсутствия уверенности в возможность политической и экономической интеграции стран региона, исходя из чего каждая из стран берет на вооружение концепцию обеспечения максимальной энергетической независимости и самодостаточности, а во-вторых, из-за практически полной политизированности информационного сопровождения всех энергетических проектов, как национальных, так и региональных.

На мой взгляд сегодня необходимо:
во-первых, совместными усилиями выработать определенный «кодекс поведения» в информационном пространстве, особенно в освещении региональных энергетических проектов. В основе данного кодекса должны лежать принципы честного и объективного взгляда на вещи, прагматизм и нацеленность на сотрудничество,
во-вторых, использовать имеющиеся информационные ресурсы для распространения прогрессивных форм и методов управления энергетикой и активного участия населения в обсуждении проблем энергетической безопасности стран нашего региона и Армении, в частности,
и в третьих, неустанно повышать профессиональный уровень участников информационного процесса. Информация должна быть профессиональной и качественной. Сегодня, к сожалению, редко можно встретить высокопрофессиональный и объективный анализ энергетических проектов и моделей развития.

Одним из главных условий улучшения качества жизни людей в наших странах является создание на Южном Кавказе свободного рынка энергоресурсов путем равноправного объединения национальных энергетических систем, коммуникационных коридоров и всего созданного научно-технического потенциала стран. Эта одна из важнейших задач международной дипломатии. «Энергия без границ» — должно стать лозунгом!

Новое качество политики Армении

Сегодня можно констатировать, что Армения, не обладая собственными запасами углеводородных ресурсов и выходом к морю, на фоне сложных и неоднозначных политико-экономических процессов, имеющих место в государствах региона, демонстрирует яркий и мощный пример успешного решения во времени задачи по поддержанию необходимого уровня энергетической безопасности страны.

Одним из инструментов в дальнейшем повышении степени энергетической безопасности Армении является выработка на государственном уровне качественно новой экспортной политики, которая должна быть нацелена на создание уникальных и крайне эффективных возможностей для активизации внешнеэкономического обмена Республики Армения с соседними странами, посредством которого можно существенно повысить степень энергетической безопасности страны. Армении необходимо занимать крайне проактивную позицию по выработке и последовательной реализации новых региональных проектов, имеющих общую «точку схождения» для стран нашего региона. В условиях протекающих глобальных финансовых и экономических кризисов реальной альтернативы региональному сотрудничеству, особенно в энергетике, просто нет.

Обладая двумя газопроводами и мощностями подземного хранения газа, а также избыточными конкурентными генерирующими мощностями, Армения имеет все шансы стать своего рода либеральной энергетической площадкой регионального масштаба. Решение этой непростой задачи предполагает реализацию в ближайшем будущем как в экономике Армении в целом, так и в энергетике, в частности, амбициозных программ, цели и задачи которых можно изложить следующими ключевыми тезисами:
 повышение энергетической безопасности Армении посредством формирования конкурентного экспортного рынка;
 разработка и реализация государственной политики РА по реальной поддержке энергетических проектов, ориентированных на экспорт, в основе которой должна быть гибкая ценовая политика;
 выработка согласованных позиций стратегических партнеров по расширению регионального энергетического сотрудничества, в которое должны быть вовлечены не только ближайшие соседи Армении, но и Туркменистан, Ирак и другие страны.

Вот главные условия, при которых Армения может превратиться в энергетическую «базу» региона — дальнейшая либерализация внешнеэкономического обмена, расширение доступа к инновационным достижениям, передовым техническим стандартам и методам государственного и корпоративного управления экономикой, реальный переход к новому качеству экспортной политики. Роль профессиональной информационной поддержки в реализации отмеченной амбициозной программы, безусловно, велика. Все перечисленное не может быть реализовано в полной мере без понимания всеми странами региона объединяющей перспективы энергетического сотрудничества, готовности принять и соблюдать правовой режим, который согласован с установленными международными нормами и не подвержен произвольному, одностороннему изменению. Сегодня Армения расценивает наличие в регионе новой энергетической ситуации как очень позитивный для себя факт и осознает реальную возможность быть вовлеченной в крупные региональные энергетические проекты, в которых она имеет все шансы стать одним из ключевых игроков на энергетической карте Южного Кавказа.

И последнее, мы считаем, что реализовать данную масштабную задачу будет намного легче при наличии должного уровня информационной поддержки наших инициатив и проектов, на что мы и рассчитываем в нашей деятельности.
Благодарю за внимание.

Служба по связям с общественностью и средствами массовой информации ЗАО «Газпром Армения»

Контактная информация для СМИ:

+374 10 29-47-60

+374 10 29-49-36

press@gazpromarmenia.am