«Армросгазпром» предупреждает — несознательные абоненты опасны для вашего здоровья
Проблема обеспечения безопасности при использовании бытового газа уже поднималась агентством. Напомним, эксперт Союза потребителей в беседе с корреспондентом Де-Факто выразил обеспокоенность по поводу опасности, грозящей жизни и здоровью абонентов газовой сети, число которых уже сегодня исчисляется сотнями тысяч. В продолжение темы, учитывая серьезность поставленного вопроса, мы поинтересовались, что думает по этому поводу генеральный директор ЗАО «АрмРосГазпром» Карен Карапетян.
Совершенно с Вами согласен в том плане, что газ — источник повышенной опасности, и требует особого к себе отношения. Хотел бы подчеркнуть, что на сегодняшний день с нашей стороны уровень безопасности газоснабжения сохраняется на должном уровне. Более того, поскольку сегодня в основном применяется внешний монтаж, создающий прекрасные условия для вентиляции, уровень газовой безопасности даже выше, чем в советские времена, когда трубы проходили по подвалам, что могло стать причиной опасного скопления газа и даже взрыва при возможных утечках. Представители АрмРосГазпрома на местах проверяют качество внутридомного монтажа. Если, не дай Бог, завтра окажется, что авария произошла там, где они подписали положительное заключение, дали «добро» на подачу газа с грубыми нарушениями правил монтажа, уверяю Вас, они понесут за это ответственность, что называется, «по полной программе». На данный момент самое небезопасное звено — это квартира частника, без согласия которого мы не можем контролировать состояние внутриквартирного газового хозяйства. По экспертным оценкам у нас в республике в 99 случаях из ста аварии происходят вследствие нарушения элементарных правил пользования газом. Обычно, в таких случаях претензии предъявляются непосредственно АрмРосГазпрому... Да, именно так. Однако, это все равно, что, например, пригласить частного штукатура, или маляра, а с претензиями за некачественно сделанный ремонт обращаться в министерство градостроительства. В ведении нашей компании — доведение газа до квартиры абонента, и за безопасность нашего участка мы несем ответственность. Что же касается внутриквартирного монтажа, то мы абсолютно осознанно отказались от монополии на внутридомное строительство и монтаж газового хозяйства, и сейчас в этой области работают более ста частных компаний, но это имеет и свою обратную реакцию. Мы предоставили потребителю возможность самому выбирать, но он это право не использует в полной мере. В результате оказывается, что кто-то из подрядчиков не выдает кассового ордера, кто-то нехорошо выполняет монтаж, кто-то заставляет переплачивать, а в итоге потребители обращаются за защитой своих прав к нам. Сегодня АрмРосГазпром пытается обращаться в госстрой с заявлениями о недобросовестных монтажных организациях, хотя это и не наша, так сказать, епархия. Просто, таким образом мы наглядно демонстрируем потребителям, как надо защищать свои права. Еще раз подчеркну, что на нашу компанию не возлагается контролирующих функций. По логике вещей мы не должны контролировать даже самих себя, поскольку не может быть конфликта интересов в пределах одной компании.
—Вот Вы говорите, что потребители недостаточно пользуются своими правами. Какие конкретные шаги следовало бы предпринять, на Ваш взгляд, абонентам газовой сети во избежание дальнейших проблем, связанных с безопасностью?
—Мы очень долго изучали опыт других стран, и могу сказать, что самый большой критерий — это заинтересованность потребителя в собственной безопасности. Он что должен сделать? Он во первых должен заключать договора, каким-то образом выбирать монтажную компанию. Возможно, для этого придется нанять эксперта. Вот как вы покупаете, скажем, плиту, или телевизор? Спрашиваете у знакомых, друзей, интересуетесь, правильно? Если в вашем распоряжении есть специалист, у которого вы можете консультироваться — ради Бога. Если нет — наймите его, не пожалейте этих денег, ведь речь идет о вашем здоровье. Не лучшим образом обстоит вопрос приемки со стороны потребителя. Очень часто потребители говорят о том, что частные компании неправильные трубы ставят, условия договоров выполняются плохо. Я им говорю: «слушайте, кому вы это говорите, вы же за это заплатили. Почему вы позволяете фирмам халтурить, вы же платите!». Нет случая, чтобы потребитель обратился в соответствующее управление госстроя и сказал — лишите лицензии этого человека. Не было случая, чтобы он призвал нарушителей к ответственности в уголовном порядке. Интересный факт — нет ни одного случая, чтобы потребители обратились в соответствующее управление госстроя, и сказали бы: «дорогой госстрой ты выдал лицензию этой компании, которая не выдает кассовый ордер, работает недобросовестно — лиши его лицензии». Нету ни одного случая, чтобы кто-то из жильцов пожаловался на своего соседа, что тот нарушает элементарные правила пользования газом. Вот они в нарды играют, пьют кофе и все видят, что газ проведен по квартире резиновым шлангом без дымохода и все здание потенциально сидит на бомбе и ни кто не обращается в соответствующие структуры. Если потребитель согласен, чтобы работы производились без кассового ордера, без договора — это его право, то пусть он потом не жалуется. Все зависит от того, насколько потребитель ценит свою безопасность, свои интересы. Возможно, причина сложившейся ситуации в определенной мере кроется в пассивности всякого рода потребительских союзов и других общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей. К сожалению, зачастую они предпочитают выступать с декларативными лозунгами популистского характера, хотя, как представляется, было бы предпочтительнее, если бы эти организации уделяли больше времени разъяснению нашим гражданам их прав — в том числе и потребительских.
Источник: газета «Республика Армения», ДЕ-ФАКТО