«Армросгазпром» нацелен на региональную перспективу
При проведении гибкой и одновременно агрессивной политики Армения вполне может стать самой либеральной площадкой для региональных энергетических проектов. Такое мнение высказал председатель правления и генеральный директор ЗАО «АрмРосгазпром» (АРГ) Карен Карапетян, выступая на прошедшем 10 июня в Цахкадзоре семинаре, посвященном тенденциям и перспективам развития газового рынка в мире, на Южном Кавказе и в Армении.
В частности, глава АРГ решительно не согласился с утверждениями об исключительно негативном для Армении характере реализации таких крупных региональных проектов, как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум. Плохо, что из сугубо политических соображений они построены в обход Армении, но хорошо, что они есть, и Армении вполне по силам использовать эти два фактора себе на пользу, считает Карапетян. В обозримом будущем, отметил он, страны региона — Турция, Азербайджан, Грузия, Иран — будут продолжать испытывать дефицит электроэнергии, и от политической гибкости Армении во многом зависит, будут ли эти государства строить собственные энергетические мощности или предпочтут закупать электроэнергию из Армении.
Как известно, АРГ уже экспортирует электроэнергию в Грузию. Свои электроэнергетические услуги компания предлагала и Азербайджану, причем по цене всего 2,5 цента за 1 кВт/час. Однако азербайджанское руководство, отвергающее какое-либо сотрудничество с Арменией до урегулирования карабахского конфликта, отказалось от этого предложения, решив покупать электроэнергию из Ирана за 4 цента. Впрочем, в Баку вряд ли могут быть уверены в том, что из Ирана к ним поступает электроэнергия, выработанная именно в ИРИ, а не в Армении. Как известно, Армения и Иран осуществляют взаимный переток электроэнергии: летом Армения поставляет в Иран 300 млн кВт/ч, а зимой получает их обратно. К тому же именно электроэнергией Армения будет расплачиваться с Ираном за будущие поставки газа по газопроводу Иран-Армения, строительство которого планируется завершить в январе 2007 г. АРГ, являющийся подрядчиком строительства 42-километрового армянского участка газопровода Иран-Армения, уже провел земельные работы на отрезке почти в 6,5 км. Карен Карапетян вновь подчеркнул значимость армяно-иранского газопровода в контексте обеспечения энергетической безопасности Армении, в настоящее время зависящей от поставок газа из России по так называемому северному трубопроводу, проходящему по территории таких далеких от стабильности регионов, как Грузия и Чечня. В ряду составляющих энергетической безопасности Армении глава АРГ назвал и Абовянское подземное газохранилище, в реконструкцию которого компания готова вложить 27 млн долларов.
Касаясь муссирующейся в армянских политических кругах и СМИ темы о перспективе транзита иранского газа через территорию Армении, гендиректор АРГ напомнил, что газопровод Иран-Армения строится исключительно для удовлетворения внутренних потребностей двух стран, и что начало реализации этого проекта — заслуга Армении, заинтересованной в наличии альтернативного газопровода в целях обеспечения своей энергетической безопасности. В противном случае, отметил Карапетян, можно было бы долго ждать, пока иранские поставщики, европейские и другие покупатели, созрев для строительства транзитного газопровода, разработают бизнес-программу, а Армения, не осуществив никаких вложений, стала бы пассивным хозяином транзитной трубы и имела бы больше дивидендов, чем имеет сегодня. В этой связи Карапетян привел пример Грузии, которая благодаря решению страны-поставщика и государств-покупателей, стала транзитной страной в проектах Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум, не приняв в них никакого финансового участия. Между тем сегодня Грузия заявляет о заинтересованности в участии в проекте газопровода Иран-Армения, пребывая в полной уверенности, что ей не придется брать на себя какие-либо финансовые обязательства. «А что нам мешает так же смело заявлять о нашей заинтересованности в проектах Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум?» — заметил по этому поводу гендиректор «АрмРосгазпрома».
Источник: GazetaSNG