Против взрывной волны
Буквально с первых дней нового года по всей России прокатилась настоящая взрывная волна, унесшая жизни десятков россиян. Причиной большинства прогремевших взрывов стало нарушение техники безопасности при использовании газа в быту. По масштабам и количеству газовых ЧП ситуацию в России уже называют техногенной катастрофой: Волгоград, Казань, Железноводск, Новокуйбышевск, Бишкек — только в течение прошедшей недели. Причем в основном взрывы гремели в жилом секторе и повлекли за собой гибель людей, многочисленные разрушения.
Российские власти сильно встревожены создавшимся положением и пытаются найти пути обеспечения безопасности при потреблении газа в быту. Между тем задача эта, мягко говоря, весьма сложная. Ибо по существу виной всему — пресловутый человеческий фактор, бороться с которым очень трудно. Как выяснилось, многие из произошедших в российском газовом хозяйстве ЧП были связаны с тем, что с наступлением зимних холодов россияне обогревали свои квартиры, не соблюдая норм безопасности. Отсюда — утечки, взрывы и пожары.
Между тем сложившаяся в России ситуация лишний раз напомнила о вопросах безопасности в газовом хозяйстве Армении. В конце концов, человеческий фактор активен и у нас. Посему от подобных случаев, увы, мы не застрахованы.
«Проблема обслуживания внутриквартирного газового хозяйства — головная боль практически всех газораспределительных компаний, — считает заместитель генерального директора, главный инженер ЗАО „АрмРосгазпром“ Ашот ОВСЕПЯН. — Ведь именно это звено процесса газоснабжения считается наиболее уязвимым с точки зрения безопасности. Впрочем, ни в одной стране мира проблема полного обеспечения безопасности абонентов не решена, да и не может быть решена, поскольку полностью исключить тот самый человеческий фактор или достичь 100% надежности газового оборудования невозможно.
Решается же эта задача везде по-разному. Например, в западных странах, где действует институт обязательного страхования имущества, обслуживанием внутриквартирного газового хозяйства занимаются частные лицензированные компании. Они заключают соответствующие договоры с домовладельцами, а последние более чем заинтересованы в обеспечении норм безопасности, потому как в противном случае обязаны, как минимум, выплачивать очень высокие страховые взносы. Этот механизм весьма эффективен и служит своей цели практически безотказно. Тем не менее применяться в Армении в ближайшие годы он не будет, поскольку институт обязательного страхования у нас находится в зачаточном состоянии и, разумеется, связывать с ним надежды было бы утопично.
В Армении эта проблема усугубляется еще и наличием у большинства абонентов морально и физически устаревших газовых приборов, выпуск которых прекращен и обслуживание их практически невозможно. Уговорить абонента заменить газовый прибор не во власти армросгазпромовцев. В итоге получается, что, с одной стороны, очень сложно реанимировать старые газовые приборы, с другой — устанавливать новые приборы абонентов тоже не заставишь. Посему абонент, использующий, к примеру, „допотопную“ газовую плиту, может взорвать все здание в любой момент. Кстати, количество использующихся сегодня старых приборов составляет не менее 80% от общего числа эксплуатируемых.
Конечно, по сравнению с прошлыми годами в этом году в Армении ситуация со взрывами, если можно так сказать, благоприятная. Но это еще не дает оснований утверждать, что вопрос обеспечения безопасности у нас не очень актуален».
— Как же вы намерены решать проблему?
— Мы предложили вопрос безопасности решить комплексно. В частности, путем внедрения сигнализаторов и отсечных клапанов, которые в случае утечки перекрывают поступление газа. К этим предложениям отнеслись с пониманием, и на уровне правительства принято решение о новых нормах безопасности, которое сегодня находится в Министерстве юстиции на регистрации. Теперь установка сигнализаторов станет обязательным для всех без исключения потребителей требованием. Если в доме есть газоснабжение, то наличие сигнализатора и отсечного клапана обязательно.
— В чем необходимость обязательного, а не добровольного внедрения сигнализаторов? Ведь таким образом правительство фактически обременяет всех дополнительными расходами, поскольку оплата установки сигнализаторов должна осуществляться потребителем.
— А вы представьте, к примеру, что, заботясь о собственной безопасности, вы ставите сигнализатор. При этом ваш сосед этого делать не хочет. Это фактически означает, что сигнализатор никак не повысил вашу безопасность. В конце концов, если взорвется квартира соседа, вы тоже пострадаете. Поэтому установка сигнализаторов должна быть обязательной нормой для всех. Что же касается расходов абонентов по установке сигнализаторов, то в этом вопросе, скорее всего, будет действовать следующая схема. Эти затраты будут включены в инвестиционную программу «АрмРосгазпрома», если Комиссия по регулированию общественных услуг даст свое добро. В таком случае расходы по установке средств безопасности, по всей видимости, будут включены в тариф реализуемого потребителем газа. Возможны и иные решения.
— Многие случаи отравлений были связаны с утечкой угарного газа. Вы говорили о проблемах с дымоходами. Будут ли внедряемые системы безопасности, так сказать, улавливать и утечки угарного газа?
— Этот вопрос нас беспокоит. И мы приняли, по сути, беспрецедентное решение об установке совмещенных сигнализаторов. То есть прибор, который будет устанавливаться, должен реагировать на утечку и горючего, и угарного газов. Скоро мы предложим компаниям-производителям представить образцы для проведения полномасштабных испытаний. Мы считаем, что сигнализатор — не просто прибор, на поставку которого можно объявить тендер и определить поставщика, ориентируясь на предложенную цену. От работы этого прибора зависит жизнь людей. Так что надо подходить к выбору поставщика очень ответственно. В этом выборе должны участвовать все заинтересованные организации — Управление чрезвычайных ситуаций, Комиссия по регулированию общественных услуг, Министерство энергетики и т. д. Это очень опасно, когда такие приборы врут: потребитель становится спокойным и беспечным, будучи уверенным в том, что прибор стоит на страже его безопасности, а тем временем датчик не срабатывает. С другой стороны, в случае сверхчувствительности датчика, при которой прибор реагирует даже на небольшой сквозняк, потребитель опять-таки расслабляется и при реальной опасности не обращает внимания на тревогу. Да и вообще может просто отключить надоедающий своим сигналом прибор. Так что необходимо найти приборы с оптимальной чувствительностью, чтобы решить эту проблему.
— Насколько вероятна перспектива организации производства таких приборов в Армении? Есть ли у нас соответствующие ресурсы?
— В Армении есть серьезные разработки в этой области. Мы были бы рады, если бы наши армянские компании организовали производство таких приборов. Прежде всего потому, что приборы, произведенные отечественными компаниями, будут стоить дешевле импортных. На первом этапе спрос на эти приборы составит порядка 500 тысяч — по числу абонентов. Но вообще мы задачу делим на три части. Первая часть — это обеспечение сигнализаторами квартир в высотных домах, что является самой важной задачей. Как бы цинично ни звучало, но мы в первую очередь должны решить проблему предотвращения техногенных катастроф. Случаи отравлений, безусловно, — это трагедии, но они носят локальный характер. А вот техногенные катастрофы, взрывы, угрожают жизни десятков, сотен людей. Поэтому мы считаем обеспечение безопасности в высотных зданиях задачей первостепенной важности. В этом случае нам удастся решить практически на 100% проблему техногенных катастроф и на 80% обезопасить население от случаев отравлений газом. На втором этапе мы планируем оснастить этими приборами подъезды зданий, а потом и частные дома.
— А почему всего на 80 процентов?
— Дело в том, что датчик будет устанавливаться в квартире где-то в одном месте — наиболее уязвимом с точки зрения безопасности, в месте возможного скопления газа. Но ведь эксплуатируются газовые приборы в нескольких местах. К примеру, на кухне, в ванной комнате и т. д.
— В течение какого времени можно будет решить вопрос полного оснащения газового хозяйства страны сигнализаторами? Иными словами, когда можно будет говорить о застрахованности газораспределительной системы от техногенных катастроф?
— Закупка и установка сигнализаторов в квартирах много времени не займет. Основная работа связана с установкой отсечных клапанов. Ведь они (клапаны) фактически врезаются в трубу. А это — отключение газа, нанесение резьбы на срезанной трубе и т. д. Что касается сигнализатора, то отмечу, что это небольшого габарита прибор, его устанавливают на стене и включают в розетку электропитания. В случае утечки он подает звуковой и световой сигнал.
Источник: газета «Голос Армении»