Как газовый «волк» съест социальноого «зайчика»
Берия как-то в кругу самых доверенных лиц сострил, что от “шуток” вождя даже у него волосы становятся дыбом. Соль этой остроты заключалась, по-видимому, не в том, что сам Лаврентий Павлович любил “шутить” на ту же тему, а в том, что главный чекист страны был изрядно лысоват. Однако одна первоапрельская шутка Сталина народу пришлась очень по душе. В этот день, как правило, все газеты страны печатали список товаров массового потребления с новыми, сниженными ценами. Понижение было небольшое, часто даже копеечное. Но люди все равно радовались — мелочь, но приятно.
В постсоветское время власти традицию эту постарались сохранить, правда, слегка откорректировав с учетом рыночных отношений не в сторону понижения, а, как говорится, совсем наоборот. “Добрую традицию” быстро взяли на вооружение некоторые постсоветские республики, в том числе и Армения. Нынешний год не стал исключением, и в преддверии весны народ обрадовали официальным сообщением о том, что в связи с грядущим ростом цены на импорт природного газа ЗАО “АрмРосгазпром” обратилось в Комиссию по регулированию общественных услуг с предложением пересмотреть действующие тарифы на газ для внутренних потребителей республики.
В интервью “НВ” председатель постоянной комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам НС Гагик Минасян, отвечая на вопрос о функциях Комиссии по регулированию общественных услуг, заявил, что она “рассматривает все обоснования и аргументы для повышения тарифов и если признает их достаточно вескими и объективными, то даст свое согласие”.
Надо полагать, что на сей раз такое согласие будет дано, поскольку повод достаточно веский и объективный. Надо признать, что газовики пытались как-то смягчить антисоциальное звучание собственной заявки. Если граждане, потребляющие ежемесячно до 10 тыс. куб.м газа, будут платить за каждую тысячу 99 тыс. драмов вместо нынешних 84 тыс. драмов, то потребители и организации, потребляющие свыше 10 тыс. куб.м, будут платить в полтора раза больше прежнего.
Народ, конечно, недоволен и, как водится, винит во всем власти. Между тем общеизвестно, что импорт основных продуктов жизнеобеспечения нередко ставит страну-импортера в положение, именуемое в шахматах цугцванг, т.е.вынуждает делать навязанные ходы. Напомним, что в соответствии с договоренностью с ОАО “Газпром” с 1 апреля 2009 г. Армения будет закупать природный газ у России по цене $ 154 за 1 куб.м. Если же учесть, что Россия является единственным, т.е. безальтернативным, поставщиком голубого топлива в нашу страну, то нам, естественно, не остается ничего другого, как принять ее правила игры со всеми вытекающими из нее последствиями. Между тем догадливый народ, к тому же умудренный горьким опытом, сразу догадался, что, во-первых, пенсии и пособия подняли неспроста и что вот-вот из кустов выскочит “волк”, который тут же съест этого “социального зайчика”. А во-вторых, повышение цены на газ этим не завершится. На очереди — электроэнергия, вода, телефон, транспорт, работающие на тех же газе, электроэнергии, и, наконец, продовольственные товары. Если к этому добавить резкое сокращение трансфертов, питающих 65% населения страны, и возвращение кормильцев, в одночасье ставших безработными, а также закрытие многих ярмарочных лотков в связи с введением кассовых аппаратов, то можно заключить, что в Год Быка многим из нас придется проявить поистине бычье терпение и выносливость. Однако вопреки прогнозам ни один из раздатчиков общественных услуг тревоги не выказывает и намерения повысить цены на свои услуги не обнаруживает. В пресс-службе “Ереванджура” заявили, что ни о каком повышении речи не идет, а срок подачи заявки пока не наступил. Что же касается “Армянских электросетей”, то, следуя мудрой логике своего руководителя г-на Гладунчика, эта организация низкие тарифы на электроэнергию предпочитает высоким. Во-первых, это увеличивает число потребителей, во-вторых, повышает их платежеспособность. Однако в какой мере и, главное, как долго “электрики” смогут придерживаться этой установки, если 40% электроэнергии в Армении вырабатывается за счет газа? Однако, как заверили в самих “электросетях” и в комиссии Назаряна, никакой заявки на повышение тарифов подано не было. Но и ежу понятно, что это всего лишь вопрос времени, поскольку никто работать в ущерб себе не станет.
Теперь что касается цен на продукты. По данным Национальной статистической службы, в январе 2009 года по сравнению с декабрем на потребительском рынке был отмечен 1,2-процентный рост цен. В частности, цены на продовольственные товары выросли на 2,4%. Такой показатель был зафиксирован уже за два месяца до повышения цены на газ, неизбежно вызывающего лавину подорожаний. Так, еще в прошлом году, когда правительство прекратило субсидирование потребителей газа и стоимость 1 куб.м подскочила на 25 драмов, началась цепная реакция роста цен на различные продукты, вопреки, кстати сказать, оптимистичным прогнозам некоторых политиков. Так, бывший тогда еще в ранге заместителя председателя правящей Республиканской партии депутат Галуст Саакян прогнозировал, что уже к осени минувшего года цены на продовольственные товары понизятся на 30–40%. Как мы успели убедиться, ничего подобного не произошло. А вот что будет летом нынешнего года, никто прогнозировать, по-видимому, уже не берется.
Одним из самых “убедительных” аргументов, призванных успокоить народ, возмущенный очередным витком цен, является тот, что цены у нас значительно ниже европейских, так что надо еще радоваться, а не жаловаться. Между тем, по словам этнографа Грануш Харатян, сравнение это более чем некорректно. Если в странах Европы из заработка среднестатистического гражданина в 1500–2000 евро затрачивается на общественные услуги лишь 200 евро, т.е. 10 %, то мы примерно при тех же затратах на услуги зарабатываем порядка 150 евро, т.е. отдаем все и даже более того.
Из двух составляющих этого баланса в силах правительства изменить лишь одну — увеличить доходы населения. Одним из самых реальных и, как показывает мировой опыт, эффективных способов достижения этой цели является развитие малого и среднего бизнеса. Армении с этой целью Всемирный банк предоставил кредит в размере 0 млн. Однако деньги эти решили использовать на удержание инфляции драма. В результате такой политики в выигрыше опять оказались крупные олигархи, а основной удар пришелся по так называемой средней, самой многочисленной части населения.
Между тем нынешнее повышение явно не последнее, и цены будут продолжать расти, что может быть компенсировано лишь опережающим ростом доходов населения, в том числе пенсий, пособий, стипендий и т.д. И все-таки, приняв на веру неизбежность и неотвратимость роста цен, мы как-то совсем не задумываемся над тем, все ли было сделано нашим правительством для того, чтобы выстроить разумную стратегию с реальным и эффективным задействованием всех резервов и тем самым смягчить для народа фатальные последствия новых витков подорожания.
Сегодня, как уже говорилось, Россия является безальтернативным поставщиком голубого топлива в Армению, при этом доля нашей страны постоянно снижается. Если в начале ее долевое участие составляло 45%, то теперь едва превышает 20%. Российская сторона, делая дополнительные вложения, увеличивает свои дивиденды, в то время как мы их последовательно теряем. По словам председателя общественной организации “Ассоциация потребителей Армении” Армена Погосяна, есть реальные возможности повысить наше долевое участие, о чем он заявлял в своем выступлении на заседании комиссии Назаряна еще год назад. Один из таких резервов — продажа “АрмРосгазпрому” отопительного хозяйства страны, которое ныне полностью законсервировано. Стоимость его достаточно высока, и это может серьезно повлиять на баланс участия в благоприятную для Армении сторону. Между тем уже много лет это богатое хозяйство разбазаривается, раскулачивается, демонтируется и вывозится за рубеж. Вселяет надежды, что наконец в стране озаботились проблемой поиска резервов и уже в декабре прошлого года президент дал указания изыскать резервы для повышения долевого участия Армении.
По мнению А.Погосяна, у Армении есть еще один надежный резерв — экспорт электроэнергии, который по сей день используется крайне неэффективно, прежде всего в самой республике. 90% транспорта составляют микроавтобусы, работающие на газе, загрязняющие воздух, наносящие огромный вред экологии города. К тому же из-за своей изношенности они несут прямую угрозу пассажирам, но при этом приносят огромные прибыли владельцам маршрутных линий. В угоду маршруткам с улиц города практически изгнан экологически чистый электротранспорт — троллейбусы, трамваи, неэффективно используется метро. Таким образом, мы отдаем явное предпочтение импортному продукту — газу в ущерб собственному — электроэнергии, повышая востребуемость первого и косвенно способствуя росту его стоимости.
Побывавший в нашей стране академик Абел Аганбегян согласился с тем, что электроэнергия является первым по значимости продуктом экспорта для Армении, поставив на второе место хорошо раскрученный туризм. Однако, по словам председателя ассоциации, и экспорт электроэнергии не приносит нам нужных дивидендов. К примеру, с легкой руки покойного премьера долг Грузии за потребленную электроэнергию был продлен до 2025 года, а фактически прощен (потому что за это время всякое может случиться). Мы проявили подобную щедрость, в то время как Туркмения с ее богатыми природными ресурсами взыскала долг с той же Грузии в размере $ 44 млн.
А по мнению независимого эксперта Акопа Гарабекяна, у Армении есть и другие резервы для решения газовой проблемы. Один из них — выработка биогаза, преимущественно в сельских местностях. И хотя все признают важность и необходимость этого, дело это так и не сдвигается с мертвой точки. Несмотря на то что было получено разрешение на производство биогаза в Лусакерте, Комиссия по регулированию общественных услуг до сих пор не установила тарифы, без чего начинать дело невозможно.
Много лет уже муссируется проблема выработки биогаза на базе Нубарашенской мусоросвалки. Взялась было за это японская фирма, фотографировался на фоне “газосодержащей” мусорки тогдашний министр охраны природы, но газом на свалке хоть и пахнет, производством его до сих пор никто не занимается.
Многие в Армении задаются вопросом — а где, собственно, так пышно презентованный и радостно встреченный на границе иранский газ? Почему жители пограничного Мегри, сидя в буквальном смысле на газовой трубе, возят газ баллонами? Похоже, “АрмРосгазпрому” надолго уготована роль монополиста со всеми вытекающими для всех нас последствиями. А они, по мнению А.Гарабекяна, уже достаточно тяжелы. Стремясь как-то покрыть расходы на дорожающий газ и при этом сохранить в доме тепло, некоторые малоимущие граждане перекрывают выводящие трубы, что приводит к отравлению угарным газом. Ежегодно фиксируются 20–30 несчастных случаев. Из них 90–95 % приходится на долю малоимущих семей. После повышения цены на газ число их, безусловно, возрастет.
Что касается эффективности, а главное, безопасности широко рекламируемых газовых котлов, то статистика по ним только набирается. А если и наберется, то в какой мере мы можем иметь полную и четкую картину, если Армения, наводненная этими “чудо-котлами”, по сей день не имеет лаборатории, способной сертифицировать их на соответствие нашим условиям эксплуатации. По словам министра экономики Нерсеса Ерицяна, котлы сертифицируются на соответствие европейским стандартам, а подойдут ли они отечественным потребителям — это уже их проблема.
Принятый в Армении Закон “Об энергетике” требует обеспечения безопасной для потребителя энергии, в том числе газовой. Однако закон в этой части грубо нарушается. Практически нигде в мире не дозволяется выводить трубы через боковые стены зданий, и уж тем более высотных. Между тем у нас практически все дома насквозь “пронзены” этими опасными трубами, выдувающими отработанный газ в квартиры соседей и отравляющих всю округу. Тратя огромные международные деньги на всевозможные мониторинги, в Армении ни разу не провели самого актуального мониторинга по влиянию газовыводящих труб на здоровье населения и чистоту окружающей среды.
Похоже, подобная осведомленность может серьезно подорвать бизнес экспортеров газовых котлов, уже заработавших огромные барыши на массовой их распродаже. Между тем, по словам специалистов, в последнее время в Армении наблюдается сильная динамика роста онкологических заболеваний легких, дыхательных путей, бронхитов, болезней крови, в том числе и у детей. Альтернативой турбокотлам вполне могут стать локальные котельные, доступные по цене и безопасные. Однако заявка “АрмРосгазпрома”, в которой для потребителей, использующих в месяц свыше 10 тыс. куб. м газа, цена повышается до $ 230,6, окончательно ставит крест и на локальных котельных и уж тем более на реанимации централизованного отопления. Зато открывает еще более широкие перспективы перед импортерами “Бакси”, “Скюрелл” и т.д. А внакладе останутся малоимущие граждане. По данным 2007 г., из общего числа абонентов 5 тыс. тратили зимой меньше 20 куб.м газа, в то время как для нормального обогрева нужно раз в 10 больше, утверждает А.Гарабекян. Подорожавший газ вынудит людей пренебрегать нормами безопасности, химичить, экономить всеми способами, а в сельских местностях вернутся к добыванию бесплатного топлива — леса. Кстати, химичат не только граждане. Горазды на всякие уловки по отъему денег у населения и работники служб — газовики, электрики, “водных дел” мастера. Пользуясь полной бесконтрольностью и безнаказанностью, они накручивают гражданам лишние киловатты, кубометры, списывая с одних и накидывая на других. Газовики регулярно взимают деньги за так называемое “обслуживание”. А электрики вообще делают, что хотят. Так, один из читателей “НВ”, гр. Альберт Айрапетян, проживающий в кв. 28 по ул.Молдовакан, 25/4, никак не может доказать, ссылаясь на показания своего контрольного счетчика, что ему накрутили лишние 200 кВт. И таких пострадавших в стране очень много. В свете повышения цен это станет истинным бедствием для многих из нас, поставив перед выбором — голод или тепло.
На днях Комиссия по регулированию общественных услуг будет обсуждать заявку “АрмРосгазпрома”. Хочется верить, что сделает это с осознанием того, как много зависит от ее решения.
Источник: газета «Новое время»