Зыбучие кубометры, киловаты,баррели...
В Армении придумали, как не проиграть в условиях изменчивой динамики мирового энергетического рынка.
5 апреля в Цахкадзоре состоялось очередное заседание Комитета по законодательству, банкам и финансам Европейского делового конгресса (ЕДК) на тему «Управление рисками: как не проиграть в условиях трансформации мирового энергетического рынка», в котором приняли участие представители нефте- и газоэнергетических, финансово-банковских и деловых кругов ряда зарубежных стран из таких именитых компаний, как ОАО «Газпром», «НИИгазэкономика», «Газпром Трансгаз Москваж, „Сахалин Энерджи“, концерн Shell, KPMG, Ernst & Young, PWC (PriceWaterhouseCoopers), банки BNP Paribas, Credit Agricole, UBS (Хьюстон, США), JPMorgan (Лондон, Великобритания) и других организаций.
Прежде чем обратиться непосредственно к теме, несколько слов о ЕДК. Эта международная неправительственная организация основана в конце 1997 года в Бонне (Германия) и в настоящее время насчитывает 132 члена из 25 стран — членов ОБСЕ. Задачи ЕДК — содействовать экономическому сотрудничеству в странах — членах ОБСЕ, обеспечивать диалог между политическими кругами и частным бизнесом. Президентом ЕДК является председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер.
К УЧАСТНИКАМ ЗАСЕДАНИЯ НАЗВАННОГО КОМИТЕТА С ПРИВЕТСТВЕННЫМ словом обратились заместитель председателя правления — начальник финансово-экономического департамента ОАО «Газпром», председатель Комитета по законодательству, банкам и финансам ЕДК Андрей КРУГЛОВ и председатель правления — генеральный директор ЗАО «АрмРосгазпром» Вардан АРУТЮНЯН.
Андрей Вячеславович в своем слове подчеркнул, что новые технологии, ужесточение регулирования, новые отношения между участниками мирового энергетического рынка в последнее 10-летие приводят к кардинальным ценовым изменениям на энергоресурсы и, чтобы не проиграть в этих условиях глобальной трансформации рынка, компании не должны закрывать глаза на новые вызовы. Вот почему ОАО «Газпром» рассматривает управление рисками как непрерывный процесс совершенствования соответствующей корпоративной системы — как механизма выверенных и четко продуманных ответов на современные вызовы, с которыми сталкивается мировая энергосистема.
В свою очередь Вардан Арутюнян с радостью отметил, что заседание указанного комитета ЕДК уже во второй раз проводится в Армении (первое заседание состоялось 20 апреля 2010 года. — Ред.), что является безусловным подтверждением того высокого уровня взаимного доверия между ЗАО «АрмРосгазпром» и ОАО «Газпром», а также другими зарубежными партнерами, в то же время свидетельствуя об их интересе к накопленному компанией за годы деятельности в Армении опыту в организации и ведении бизнеса. Глава ЗАО «АрмРосгазпром» подчеркнул также символичность того, что заседание комитета стало первым представительным и значимым мероприятием, организованным в конференц-зале совсем недавно открывшейся гостиницы «Цахкадзор Марриотт», строительство которой стало возможным благодаря усилиям «АрмРосгазпрома» и в первую очередь при значительной поддержке со стороны основного акционера компании — ОАО «Газпром».
— Мы проводим нашу встречу в период, который без преувеличения можно назвать непростым для компаний, работающих в сфере энергетики, — сказал он далее. — Существующие и намечающиеся тенденции на глобальном и региональных энергетических рынках сегодня неразрывно связаны с изменчивой динамикой и, что самое главное, с рисками. В условиях подобных трансформаций нефтегазовым и энергетическим компаниям приходится не только своевременно реагировать на актуальные вызовы и оперативно выстраивать свою деятельность в соответствии с сегодняшними реалиями, но и вырабатывать стратегию дальнейшей работы с учетом потенциальных рисков в будущем.
Наш ответ на вызов N1: киловатты на экспорт
Чрезвычайно интересным для нас было выступление заместителя гендиректора ЗАО «АрмРосгазпром» по финансам и экономике Карена МОВСЕСЯНА с докладом на тему «Особенности управления рисками на рынках природного газа и электроэнергии в условиях современной Армении». Прежде, обобщая мнения многих экспертов, он выделил три превалирующих на мировом энергетическом рынке вида рисков: геополитические, ценовые, а также истощение энергоресурсов и связанное с этим их еще большее удорожание (правда, последние риски носят несколько отдаленный характер: запасов нефти хватит еще на 50–60 лет, а природного газа — на 100 и даже больше).
КЛЮЧЕВЫМ ФАКТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ТРЕНД ИЗМЕНЕНИЙ НА РЫНКЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ направлен на уменьшение количества не вообще игроков на рынке, а игроков, принимающих решения. В принципе энергоносители всегда использовались еще и как рычаг политического воздействия, но повышение уровня централизации в процессе принятия решений усугубляет, в том числе и для Армении, риски геополитики.
К.Мовсесян наглядно, по карте, показал участникам заседания, как геополитические факторы влияют на Армению, небольшую страну без собственных запасов нефти и газа. Нам не приходится рассчитывать на скорое деблокирование границ со стороны Азербайджана и Турции. На юге Армения граничит с Ираном, на севере — с Грузией, которая сама зависит от внешнего рынка энергоносителей, так что в случае осложнений в Иране (как и в Грузии) Армения может оказаться изолированной от внешнего мира, что, мягко говоря, вызовет серьезные проблемы и с импортом энергоносителей.
Что же противопоставляет системообразующая для армянской экономики компания «АрмРосгазпром», регулярно входящая в двойку крупнейших налогоплательщиков страны и, в частности, ежегодно осуществляющая 40–50% всего объема валютных операций на фондовой бирже Армении, новым вызовам, связанным с трансформацией мирового рынка энергоресурсов?
Во-первых, за счет предпринятых мер Армения в не очень отдаленной перспективе может стать важным региональным игроком на рынке генерации и экспорта электроэнергии, а в частности, экспорт электроэнергии в Иран станет важной составляющей противодействия как страны в целом, так и газового монополиста ЗАО «АрмРосгазпром» рискам, вызываемым трансформацией глобального энергорынка. Очевидно, что лучшим противодействием росту цен на тот или иной товар, в том числе на электроэнергию, является наличие и расширение собственного производства данного товара.
К.Мовсесян детально представил собравшимся этот вопрос. Дело в том, что за прошедшее 10-летие пик потребления газа в Армении зафиксирован в 2008 году — 2,1 млрд кубометров. На протяжении двух лет после острой фазы кризиса объемы потребления «голубого топлива» в нашей стране снижались, после чего снова стали нарастать, достигнув в прошлом году 1,8 млрд кубометров (в ближайший год ожидается, что вновь будет достигнут докризисный уровень).
ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ТО ПИК ЕЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ как раз и пришелся на 2012 год — 5,1 млрд кВт.ч. В этом смысле очевидно, что коммерческую привлекательность у крупных игроков энергетического рынка Армения может вызвать либо как страна — транзитер энергоносителей, либо как производитель и экспортер электроэнергии. Между тем блокада границ Армении оставляет вопрос полного использования потенциальных возможностей транзита энергоносителей через нашу страну открытым до лучших времен. А вот второй путь намного более реален.
Учитывая заинтересованность соседнего Ирана в электроэнергии, «Газпром», «АрмРосгазпром» и правительство Армении инициировали газоэнергетический проект Иран — Армения, в рамках которого в сложных высокогорных условиях был построен газопровод между двумя странами, а также завершено возведение (с параллельной модернизацией) 5-го энергоблока Разданской ТЭС (уникальность последнего проекта в том, что на «Раздане-5» впервые на территории СНГ были совмещены паро- и газотурбинная технологии, в результате чего для производства 1 кВт.ч электроэнергии здесь расходуются минимальные для теплостанций 270 граммов условного топлива). Установленная мощность энергоблока «Раздан-5» составляет 460 МВт, что позволит ЗАО «АрмРосгазпром» (после завершения строительства 3-й очереди ЛЭП Армения — Иран) экспортировать в Иран, а при необходимости и в Грузию до 3 млрд кВт.ч электроэнергии в год (напомним, что за весь прошлый год в Армении было потреблено 5,1 млрд кВт.ч электроэнергии). Сейчас энергоблок «Раздан-5» находится в завершающей стадии опытно-промышленной эксплуатации (то есть пока работает не на полную мощность). Кроме того, Армения приняла решение о продлении срока эксплуатации действующей Мецаморской АЭС до ввода в действие новой атомной станции. Нынешняя рабочая мощность ААЭС составляет 400 МВт, а новый атомный блок планируется построить с мощностью в 1000 МВт, что еще более актуализирует возможности Армении как страны-экспортера электроэнергии.
Наш ответ на вызов N2: кубометры под капотом
Выше уже отмечалось, что темпы восстановления объемов потребления газа в Армении выглядят достаточно обнадеживающими. Тем не менее, как считает К.Мовсесян, Армения, чтобы повысить свою энергетическую безопасность, должна как можно быстрее пройти процесс интеграции в крупные и устойчивые экономические системы. По разным оценкам, наращивание доказанных запасов газа и диверсификация его поставок сделали голубое топливо более доступным для потребителей. Кроме того, нефтепродукты остаются более дорогим видом топлива. Таким образом, газовая генерация во многом становится лидером энергетики. Считается, к примеру, что газ может заменить значительную часть нефти, в частности — в транспортном секторе. И в Армении это уже произошло.
ЕСЛИ В МИРЕ ТОЛЬКО-ТОЛЬКО ЗАДУМАЛИСЬ ОБ ЭТОМ, ТО У НАС В СТРАНЕ уже произошел масштабный переход автомобильного транспорта на газовое топливо: по разным оценкам, на него уже перешло 50–60% автомобильного парка страны. За последнее 10-летие потребление природного газа для производства сжатого газа в качестве автомобильного топлива увеличилось в 7 раз — с 60 млн до 420 млн кубометров. И не мудрено: использование газа в качестве моторного топлива по сравнению с бензином выгоднее в 2 раза. При этом, если в 2002 году количество газозаправочных станций (АГНКС) в Армении составляло всего 26 единиц, то сегодня их число достигло 322, то есть на каждую 1000 кв. км приходится более 11 АГНКС.
Доля транспортного топлива в общем потреблении газа возросла с 9% до 25%, и это при том, что почти вдвое увеличился общий объем потребления голубого топлива, с 959 млн кубометров до нынешних 1,8 млрд. Таким образом, на примере Армении доказывается тезис экспертов о том, что дешевый и экологически чистый природный газ (по сравнению с нефтепродуктами) — наиболее перспективное моторное топливо XXI века.
Черные перспективы голубого топлива
Тем не менее даже самодостаточная энергосистема страны не в состоянии преодолеть такой важный фактор риска, как цена. «Хотим мы того или нет, но цены на энергоносители будут расти во времени», — говорит по этому поводу К.Мовсесян. — Скоро цена на газ для Армении будет известна, и в любом случае он, конечно, будет дешевле и выгоднее нефтепродуктов". Однако...
СМОЖЕТ ЛИ СТРАНА ОПЛАЧИВАТЬ ГАЗ ПО БОЛЕЕ ВЫСОКИМ ЦЕНАМ, сохраняя конкурентоспособность экономики? По мнению К.Мовсесяна, сегодня ответ на этот вопрос отрицательный. В частности, по его мнению, цены на продукцию некоторых энергоемких отраслей Армении уже достигли своего критического максимума, приблизившись к ценам потенциального импорта. Дальнейшее повышение цены может просто вывести их за рамки конкурентоспособности даже на внутреннем рынке.
Так, на уточняющий вопрос модератора заседания комитета, директора по оказанию аудиторских и консультационных услуг предприятиям ТЭК (топливно-энергетический комплекс) компании PWC Вадима Петухова относительно того, где располагается этот "невыносимый предел" для армянской экономики, К.Мовсесян пояснил, что каждая отрасль имеет свой предел — так сказать, "болевой порог".
К примеру, если взять такую энергоемкую отрасль, как цементное производство, в себестоимости продукции которого большой удельный вес занимают расходы на газ, то можно сказать, что эта отрасль уже находится на грани экономической рентабельности: производство 1 тонны цемента обходится национальному производителю в $120, а импортный (иранский) аналог стоит $130. Или взять птицеводство, где расходы на газ составляют около 30% себестоимости готовой продукции: и в этой отрасли цены местного производителя вплотную приближаются к ценам аналогичной импортной продукции. Таким образом, повышение цены на газ даже на 10–15% пагубно отразится на названных и некоторых других отраслях отечественной промышленности — грубо говоря, похоронит их.
Что же касается населения, то повышение цены на газ примерно на 20% автоматически поднимает цены на продовольствие на 2%, то есть люди вынуждены будут нести дополнительные расходы на пропитание. По оценке К.Мовсесяна, из имеющихся ныне 630 тысяч фактических абонентов среди населения 70–80 тысяч в случае повышения цены на газ просто откажутся от его использования, а многие перейдут в режим строгой экономии, что опять же негативно скажется на доходах газовой компании.
Таким образом, вполне соглашаясь с мнением присутствовавшего на заседании комитета депутата Госдумы РФ Михаила СЛИПЕНЧУКА относительно того, что "приход российского «Газпрома» в Армению во многом реанимировал национальную энергетику республики", тем не менее следует констатировать, что дальнейшее удорожание газа может отбросить нашу республику в целом и газовую компанию в частности далеко назад.
Какова же все-таки будет новая цена на газ для Армении? Точного ответа по-прежнему нет: переговоры продолжаются. По словам заместителя начальника департамента по финансам и бизнес-планированию ОАО "Газпром" Александра ДУШКО, цены на энергоносители в зависимости от рыночной конъюнктуры меняются чуть ли не ежедневно, поскольку в их ценообразовании участвует множество разных параметров. Поэтому объективная цена должна быть экономически целесообразной. "Сегодня цена на газ для Армении не худшая в СНГ, так что будьте уверены, что и новая цена будет взаимовыгодной", — сказал он.
Наш ответ на вызов N3: солнце, ветер и вода
Что же касается несколько отдаленной, но тем не менее неотвратимой перспективы истощения традиционных энергоресурсов, то здесь выход один: развитие возобновляемых источников энергии, что, учитывая их большой потенциал, является для Армении перспективной отраслью производства электроэнергии.
ТАК, ПОТЕНЦИАЛ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ АРМЕНИИ СОСТАВЛЯЕТ 3,6 МЛРД КВТ.Ч В ГОД, из которых на сегодня реализована едва ли половина мощностей. В сфере ветряной энергетики потенциал оценивается в размере 300–500 МВт. Кроме того, территория Армении обладает значительным потенциалом солнечной энергии — до 1000 МВт. И наконец, запасы геотермальной энергии оцениваются в размере 150–200 МВт.
По словам К.Мовсесяна, в перспективе "АрмРосгазпрому", возможно, придется приложить руку и сюда. Тем более что если бы весь потенциал возобновляемых источников электроэнергии, который планируется реализовать в ближайшие 15–20 лет, уже был свершившимся фактом и Армения имела бы все эти станции сегодня, то при помощи этих альтернативных источников можно было покрыть около 80% внутреннего спроса на электроэнергию.
Непредсказуемый баррель
"Сегодня все энергокомпании стремятся повысить оперативность принятия решений, — сказала, выступая с докладом «Управление эффективностью и рисками мирового энергетического гиганта в режиме онлайн: мода или необходимость», заместитель начальника финансово-экономического департамента ОАО «Газпром» Наталья БОРИСЕНКО. — Причина в высокой волатильности (размах колебаний. — Ред.) цен на нефть, что существенно влияет на объемы добычи, продаж и выручки энергокомпаний".
(ОТ СЕБЯ ДОБАВИМ, ЧТО НАШ ЛОКАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЦЕН на нефть марки Brent на протяжении всего трех дней в конце прошлой недели показал, что за этот короткий период они изменились на целых 6 долларов, упав со $110 за баррель до $104. — А.А.). И на этот вызов, по ее словам, возможно ответить только с помощью современного ИТ-инструментария. Г-жа Борисенко попыталась представить собравшимся основную функциональность суточного анализа и прогнозирования посредством ИТ в компании "Газпром".
Отметим также доклад коммерческого директора компании "Сахалин Энерджи" Андрея ОХОТКИНА на тему "Управление рисками на рынках нефти и СПГ (сжиженный природный газ. — Ред.) в странах АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион. — Ред.)". Так, говоря об экологических рисках, он "пожаловался" на то, что компания вынуждена была соорудить свою нефтегазодобывающую платформу на шельфе Сахалина на расстоянии 11 км от оптимального места, чтобы не нарушить маршруты естественной миграции... серых западных китов (по некоторым оценкам, в этой популяции на сегодня сохранилось всего 100 особей. — А.А.), что обошлось и обходится нефтегазодобытчикам в круглую сумму.
Касаясь же экономических рисков, А.Охоткин подчеркнул, что постоянно растут капитальные затраты на добычу нефти и предугадывать цены на черное золото становится занятием бессмысленным. В качестве примера этого он напомнил, что, согласно прогнозу Министерства энергетики США 2000 года, цена на нефть будет колебаться в пределах $15–20 за баррель, а она уже давно перепрыгнула за $100.
Из новых вызовов для российских энергокомпаний он отметил и развитие в США промышленной добычи сланцевых нефти и газа, что привело к снижению цен на черное золото в США с рекордных $300 до $100. На 2015 год США планируют даже наладить экспорт своего сжиженного сланцевого газа в Японию и другие страны, что, правда, потребует расширения Панамского канала — иначе судам придется ходить неблизким путем, огибая мыс Горн. А вообще сегодня в мире насчитывается уже 23 страны — потребителя СПГ (совсем недавно их было вдвое меньше). Новыми крупными потребителями стали Украина и Сингапур, а новыми производителями СПГ — Мозамбик, США, Канада, а также Австралия, собирающаяся даже потеснить на позициях мирового лидера — Катар...
С интересными докладами выступили также глава продаж и финансирования энергетических и сырьевых продуктов в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке компании "Джей Пи Морган" (Лондон) Джорджес Тижбош (тема "Практика управления рисками в нефтяных и газовых компаниях — международных, государственных и независимых"), управляющий директор, глава международного департамента по энергетическому сектору "Ю Би Эс" (Хьюстон) Томас Лэнгфорд ("Стратегические вопросы долгосрочного развития, M&A (слияния и поглощения. — Ред.) и финансирования в контексте преобразований в мировой газовой отрасли"), главный юрисконсульт концерна "Шелл" в России Ренье Неймейер ("Нетехнические риски при реализации нефтегазовых проектов: угроза или новые возможности") и другие.
Ереван — Цахкадзор — Ереван
Источник: газета «Голос Армении»